Телефон: (8412) 34-58-12
СЛУШАЙТЕ РАДИО, ОСТАЛЬНОЕ ВИДИМОСТЬ

В Никольске завершился симпозиум по художественному стеклу и скульптуре

09 октября 2017

У микрофона Семен Вахштайн. Я записываю этот репортаж в Никольском музее стекла и хрусталя в день завершения работы седьмого Международного симпозиума по художественному стеклу и скульптуре «Хрустальное сердце России».  В этот раз в симпозиуме участвовали более 30 человек из 10 стран: Люксембурга, Японии, Латвии, Беларуси, России. Уже состоялось открытие на центральной площади Никольска скульптуры «Лесная сказка», выполненных  молодыми художниками   Антоном и Таисией из династии никольских стеклоделов Фокиных. А здесь в залах музея зрители с интересом рассматривают  работы других участников симпозиума. Подхожу к Виолетте Микитиной, известному московскому искусствоведу, заведующему отделом керамики и стекла музея «Усадьба Кусково» - она на никольских симпозиумах уже в четвертый раз.

Виолетта Микитина [В.М.]: «В последнее время стали действительно приглашать молодых участников, молодых студентов и Строгановки и Штиглица. И здесь они наравне с мэтрами стеклоделия делают какие-то работы. Мне кажется, это как раз вот тот момент, когда молодые приезжают поучиться, что-то перенять, что-то подсмотреть, тоже бывает. Однако, тут я должна всё-таки, наверное, отметить, что уровни очень разные. Если брать наших уже известных художников. Но тут есть куда стремиться, и я думаю, что студенты в процессе обучения, наверное, должны понимать, что они хотят сказать своими работами. И вот это надо им так вот чётко поймать».

Семён Вахштайн [С.В.]: «Вы во многих работах молодых увидели то, что они хотели сказать?».

[В.М.]: «Ну, здесь тема такая вроде бы обширная – Год экологии. И она настолько разнообразная, что под эту тему можно подвести разные и символы природы, и формы природы. И здесь, мне кажется, удачно получилось, что сама природа задаёт колористическую гамму, свои формы вот эти простые, которые не люди придумали, а сама природа придумала. А стекло это такой материал, который достаточно гибкий, текучий, плавный – вот это вот очень хорошее сочетание. Не во всех работах я увидела это. Но для меня было каким-то откровением увидеть работы японского художника – они вроде бы эффектно выглядят, и смысл есть, и названия очень философские. Но это не такие работы, которые увидел, и понравились - хочется немножко как-то поразмыслить. Понравились работы семьи Пилипенко, Литвин-Есиковых выделила бы, очень хорошие работы у Ибрагимова».

Здесь, в залах этой выставки, я увидел заслуженного художника России Юлианну Дубскую, которая много лет проработала в Никольске. Правда, в этом симпозиуме она участия не принимала, вернулась недавно из симпозиума в Люксембурге.

Юлианна Дубская [Ю.Д.]: «Очень приятно видеть новых людей здесь в этом симпозиуме, поэтому новые лица – это приятно. Студентов много. Сейчас только с Фиделем говорили Ибрагимовым, известный художник, который сказал: «Если ты творческую работу делаешь, и приём применяешь, ты должен знать, для чего ты его применяешь. Ни одной я работы не видела студентов. Вот, приём - всё. Я считаю, что это, во-первых, и не характерно для русского художника. Наш художник работал на образе».

«У молодёжи вот эти современные формы, крупные, раскованные такие», - к нашему разговору присоединилась Ольга Михайловна Полишова – заведующая отделом стекла Всероссийского музея декоративно-прикладного искусства.

Ольга Полишова [О.П.]: «Но всё-таки наше стекло остаётся более таким ассоциативным, когда зритель смотрит произведение, вот когда его просто пронизывает какое-то состояние вот этой вот самой работы, настрой».

[С.В.]: «Наше стекло более эмоциональное».

[О.П.]: «Ну, наверное, такой у нас уж менталитет».

[С.В.]: «У Вас нет ощущения, что всё меньше и меньше того, что отличало русское традиционное стекло, о чём Вы говорите, нет?».

[О.П.]: «Ну, вот на этой выставке у молодёжи вот это прослеживается – просто такой формальный признак – форма и какой-то рассказ, но, главное чтобы красиво. А вот у старшего поколения всё равно это осталось, это в крови уже».

[С.В.]: «Хорошо бы, чтобы не порвалась связь времён».

[О.П.]: «Да она не порвётся, потому что вот этот никольский симпозиум, конечно,  грандиозное, большое значение играет для развития нашего стекла, и очень важно чтобы именно здесь в Никольске, в этом старейшем центре нашего русого стеклоделия, именно здесь организовался вот этот симпозиум. Он, конечно, восстанавливает эти традиции, возрождает, и в то же время, даёт толчок для будущего развития стекла».